г. Владимир, ул. В. Дуброва, 40 Б + ул. Куйбышева, 66 Б (схема проезда) | Время работы: 9:00 - 17:00 | Вакансии | + Бонусная программа
Обратный звонок

+7 (4922) 77-83-00
+7 (4922) 77-84-00

Круглый стол на тему «ОСАГО: новый виток развития»

Александр КОТОВ

Вначале Лилия Беляева, начальник управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ рассказала о текущей ситуации с жалобами, касающимися ОСАГО.

– Только в Южном федеральном округе за последние два с лишним года мы получили свыше трёх с половиной тысяч жалоб граждан на ситуацию на рынке ОСАГО, - отметила Беляева.

Если смотреть статистику по отдельным годам, видно некоторое снижение количества жалоб, но ситуацию в ФАС не оценивают, как нормализующуюся, поскольку по содержанию самих обращений ясно, что ситуация не меняется. В проблемных регионах, таких, как Ростовская область, Краснодарский край и Волгоградская область, очень трудно приобрести полисы ОСАГО: в офисах страховых компаний (СК) стоят огромные очереди. Вторая проблема: при оформлении полиса автовладельцу пытаются навязать дополнительные услуги. Третья проблема связана с применением коэффициента КБМ, влияющего на стоимость полиса.

За последние два месяца (когда уже заработала система «Единый агент РСА») ситуация, по словам Беляевой, не стала лучше: жалобы на проблемы с приобретением полисов продолжают поступать в ФАС, в том числе из того же Южного федерального округа.

Напомним, что представляет собой система «Единый агент». Из-за проблем с доступностью полисов ОСАГО в отдельных регионах Российский союз автостраховщиков (РСА) разработал соглашение. По нему СК, имеющие филиалы в этих регионах, продают полисы в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков-членов РСА. Соглашение вступило в силу в августе 2016 года. Выбор СК, от имени которой заключается договор ОСАГО, происходит случайным образом. Помимо этого, у автовладельцев осталась возможность заключить договор ОСАГО и напрямую – со страховщиком, работающим в регионе в этой сфере. На сайте РСА опубликован реестр агентов-участников этого соглашения с указанием адресов (в разделе «ОСАГО» – «Сведения для страхователей и потерпевших»). Сейчас в реестре приводятся адреса единых агентов ОСАГО в четырнадцати краях и областях РФ, проблемных с точки зрения приобретения полиса ОСАГО.

Беляева рассказала о принимаемых мерах. За нарушения антимонопольного законодательства за последние 2 года и 9 месяцев было наложено штрафов на СК на общую сумму более 70 миллионов рублей. Однако нарушения не прекращаются. В Ростовской области сейчас рассматривается дело в отношении шести СК, подозреваемых в сговоре. За такое нарушение предусмотрена уголовная ответственность.

Однако Беляева выразила надежду: со временем ситуация должна нормализоваться благодаря «Единому агенту», отметив, что с начала действия системы прошло пока немного времени.

Другие участники круглого стола отметили: «Единый агент» начинает действовать. По словам директора РСА по аналитической работе Людмилы Сенькиной, поток жалоб на невозможность приобретения полиса снизился. Елена Пермякова, главный редактор Агентства Страховых Новостей, сообщила: доля жалоб на ОСАГО во всех жалобах на страховщиков снизилась с 58 до 42 %.

Сергей Смирнов, автоэксперт, редактор журнала «За рулем», рассказал: судя по письмам читателей, единственное, что их волнует в связи с вводом «Единого агента» – невозможность самостоятельного выбора страховой компании при пользовании системой. Это эксперт назвал хорошей тенденцией: раньше люди относились к покупке полиса, как к формальной процедуре, а теперь стали заранее задумываться о том, не подведет ли их СК в случае ДТП.

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев охарактеризовал нынешнее состояние ОСАГО так: «пациент скорее жив, чем мертв». По его словам, существующие проблемы страховщики и РСА стараются решать, в том числе с помощью «Единого агента».

Выплаты по ОСАГО продолжают расти. За 9 месяцев 2016 года они составили 116 миллиардов руб. – почти столько же, сколько за весь 2015 год (121 миллиард руб.). Средняя выплата по ОСАГО увеличилась после ввода единой методики определения суммы ущерба: в целом по России ее размер уже превысил размер средней выплаты по КАСКО, составив в этом году 66 тыс. руб. (по итогам прошлого года средний размер выплаты по ОСАГО составлял 49 тыс. руб.).

– Но в отдельных регионах этот уровень очень высок не благодаря справедливой адекватной выплате по ОСАГО, а потому, что там работают очень активно автоюристы, - добавил Уфимцев, подразумевая под «автоюристами» посредников, перекупающих права на возмещение ущерба от ДТП у тех, кому он был причинен. В результате действий автоюристов значительная часть выплат, сделанных СК, не доходит до реальных автовладельцев. В то же время региональные коэффициенты приходится повышать, так как ОСАГО в таких регионах становится убыточным. В итоге страдают и СК, и потребители страховых продуктов.

Доля ДТП, оформленным по Европротоколу (то есть без участия ГИБДД) за 10 месяцев 2016 года составила 29%. Год назад этот показатель был на уровне 16%. Уфимцев назвал эту динамику положительной. Однако и тут есть тревожные моменты. В Волгоградской области по Европротоколу в этом году оформлено 65% аварий:

– Это не потому, что люди поверили в Европротокол, а потому, что этой упрощенной схемой активно пользуются мошенники, – уточнил Уфимцев.

Рассказывая о системе «Единый агент», он сообщил, что в рамках соглашения в проблемных регионах (страховщики называют их «токсичными» регионами) заключено уже свыше 266 тыс. договоров ОСАГО. В Волгоградской области доля продаж полисов через систему «Единый агент» составила 53 %, в Краснодарском крае – 28 %.

Решить проблемы поможет и более широкое применение электронных полисов. Отговорки о нехватке бланков в случае с электронным ОСАГО уже неуместны, в очереди стоять тоже не надо. Не должно быть и проблем с навязыванием дополнительных услуг. По данным на конец октября в стране заключено 328 тыс. электронных договоров ОСАГО, и сейчас заключается в среднем по 900 договоров в день. Действующая редакция закона об ОСАГО не предусматривает обязанности по заключению электронных договоров (е-полисов) со стороны страховщиков, но уже с 1 января 2017 года такая обязанность у них появится, и е-полисы наверняка начнут продаваться активнее.

В прошлом году было объявлено о предложениях РСА, касающихся применения коэффициента КБМ. Суть предложений: для физлиц КБМ будет устанавливаться на очередной календарный год в соответствии с расчетом РСА, а не отдельных СК. А для юрлиц КБМ вообще будет устанавливаться средний по всему автопарку. Это позволило бы уменьшить путаницу при расчетах КБМ, и сделало бы коэффициент более справедливым. Ведь пока предприятия с высокой аварийностью, приносящие много убытков страховщикам, могут просто обновлять автопарк, каждый раз получая вместе с новыми машинами КБМ, равный единице. Не отказались ли в РСА от этих предложений?

– Нет, не отказались, – специально для портала Transler.ru пояснил Евгений Уфимцев. – Наши предложения по КБМ перешли на весеннюю сессию Госдумы: во время нынешней короткой осенней сессии их просто не успели рассмотреть.

Ольга Горелова, генеральный директор исследовательского холдинга «Ромир», представила собравшимся результаты очередного опроса автовладельцев об их отношении к ОСАГО. Он проводился в октябре в городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек в 35 субъектах РФ.

Самыми заметными изменениями в ОСАГО стали рост тарифов и замена бланков (это отметили 21% и 16% опрошенных соответственно). Самыми необходимыми изменениями в ОСАГО на ближайшее будущее автовладельцы считают зачистку рынка от автоюристов и прочих мошенников; введение свободного тарифа ОСАГО для увеличения конкуренции между страховщиками; использование системы штрафов и преференций для страховщиков в зависимости от качества их работы. За каждое из этих изменений высказалось по 31% опрошенных.

Только 24% сталкивались с отказом в оформлении полиса. Большинство из них (58%) решило проблему путем обращения в другую СК.

Большинство считает правильной обязательность автостраховки: 56% согласились с утверждением, что страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств должно быть обязательным, чтобы не было конфликтов на дорогах; 33% согласны, что такое страхование должно быть обязательным, так как это дисциплинирует автовладельцев. Только 11% считают, что ОСАГО надо вообще отменить. Автовладельцы хорошо информированы о новшествах в сфере ОСАГО. Например, 96% знают, что после ДТП надо обращаться в свою СК. Впрочем, в целом позитивное отношение к ОСАГО и хорошую информированность о нем автовладельцы демонстрировали и в ходе прошлых опросов холдинга «Ромир». Что же изменилось?

– В сравнении с прошлым годом стало существенно больше тех, кто считает необходимым свободный тариф, - рассказала корреспонденту портала Transler.ru Ольга Горелова. – В 2015 году 23% респондентов согласились с тем, что для решения проблем и недостатков в ОСАГО необходимо вводить свободные тарифы. В текущем году уже 31% среди необходимых изменений называет свободный тариф. Еще из интересного: по вопросу о натуральном возмещении вреда (направлении автомобиля на ремонт вместо денежной компенсации) аудитория разделилась почти пополам. 40% назвали предпочтительным натуральное возмещение, 48% высказались за денежную компенсацию.

-

Вернуться к списку новостей

Посмотрите также: