г. Владимир, ул. В. Дуброва, 40 Б + ул. Куйбышева, 66 Б (схема проезда) | Время работы: 9:00 - 17:00 | Вакансии | + Бонусная программа
Обратный звонок

+7 (4922) 77-83-00
+7 (4922) 77-84-00

Круглый стол на тему «Система «Платон»

В пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» состоялся круглый стол на тему «Система «Платон» и забастовки дальнобойщиков, как решить проблему?». 

Андрей Заболотский: Система, вызвавшая неприятие и протесты со стороны практически всех российских дальнобойщиков, введена в действие с 15 ноября этого года. Из статистических данных следует, что она распространяется на 50 774 км федеральных дорог, а ее пользователями являются российские владельцы 1,8 млн. фур, масса которых превышает 12 тонн, и зарубежные фирмы-перевозчики – с парком около 400 тыс. грузовых авто – работающие на территории России. 

Сборы с 15 по 26 ноября составили около 500 млн. рублей, причем подчеркивается, что все собранные средства напрямую поступают в дорожный фонд. За этот же период в системе взимания платы было зарегистрировано 600 тыс. (или 60%) автомобилей от общего объема грузового автопарка. Доля перевозчиков, владеющих 50 и более автомобилями, составила почти 90%. 

Мероприятие, посвященное столь острой теме, проходило в формате «2 + 1», впрочем, плюс очень спорный, так как руководитель Автодора (Федеральное дорожное агентство)  Роман Старовойт и коммерческий директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы»  Антон Замков говорили в основном о необходимости введения системы, ее преимуществах, а представитель противоположной стороны – координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко – о непродуманности и неэффективности новых дорожных сборов. 

С небольшого экскурса в историю создания системы взимания платы начал свое выступление Роман Старовойт. Он отметил, что первые обсуждения необходимости ее введения начались в 2008 году, а в 2011 году были произведены научно-исследовательские разработки по заказу Минтранса РФ. Далее были приняты соответствующие изменения в федеральный закон, подтверждающие необходимость введения данной системы. 

В 2013-2015 годах постановлением правительства устанавливаются тарифы 3,5 руб. и 3 руб. 73 коп., соответственно. Последний был установлен в мае 2015 года. 

За год с небольшим до введения системы было подписано концессионное соглашение с консорциумом корпорации Ростех («Российские технологии») о ее создании. В этом документе зафиксированы все права и обязательства, как концессионера, так и государства. 

- За полгода до введения системы сборов, – подчеркнул чиновник, – представители Минтранса и нашего агентства проводили встречи в городах российских регионах с перевозчиками, грузополучателями-отправителями, на которых разъясняли все детали вводимых дорожных сборов. При этом учитывались все конструктивные предложения и замечания участников рынка. 

За месяц до начала работы системы были открыты офисы для регистрации автотранспортных средств. Сегодня уже более 600 тыс. автотранспортных средств – в базе системы, и это еще не предел. Первые 10 дней работы показали, что система дорожных сборов действует, и, в целом, очень неплохо. 

- Более того, это нововведение, – заметил руководитель Автодора, – является уникальным – по охвату территорий и количеству транспортных средств ему нет равных. Но в первую неделю были и проблемы, в основном, технического характера. С ними, конечно не сразу, удалось справиться. На российской территории сегодня открыты 234 центра информационной поддержки и более 80 тысяч терминалов, в которых on-line можно оформить маршрутную карту и произвести оплату. Последнюю можно производить двумя способами – первый предполагает использование маршрутных карт, второй – бортовых устройств. Предпочтение, по нашим данным, отдается маршрутным картам. В любом случае все заявки – на карты или бортовые устройства – поступающие от пользователей полностью, без сбоев, удовлетворяются. 

По словам чиновника, в последнее время в ряде российских городов были и акции недовольных введением системы перевозчиков. На них, как заметил он, зачастую выдвигались требования, не имеющие к ней никакого отношения. Многие острые вопросы сотрудниками профильных ведомств были урегулированы на местах. В правительстве также очень внимательно отслеживают ситуацию на местах – 25 ноября у зампреда правительства Аркадия Дворковича было совещание, на котором по всем возникшим проблемам были приняты достаточно гибкие решения. Кстати, одно из подтверждений желания правительства урегулировать возникшие противоречия – снижение 10 ноября тарифа до 1 рубля 53 копеек. 

Так что пока по всем показателям введенная система оплаты показывает неплохие для старта результаты. 

О гибком реагировании на сложившуюся ситуацию говорил и Антон Замков. Он подчеркнул, что усилена работа офисов и представительств компании. Во многих регионах они перешли на круглосуточный режим обслуживания заявок. Ситуация нормализуется, уже нет того ажиотажа и очередей, которые были 15-16 ноября. 

- И если в первое время наши центры принимали до 70 тысяч вызовов, то сегодня, – отметил он, – их уже не более 20 тысяч. Нормализовалась ситуация и с бортовыми устройствами – по регионам закрываются последние поступившие на них заявки. Так что сейчас можно уверенно сказать, что система успешно работает, и перевозчики ею активно пользуются. 

Восстановлены системы компании после очень серьезной атаки на внешний сервис – оператор принял все меры для того, чтобы избежать каких-либо утечек информации. И все сбои, что подтверждает бизнес-сообщество, устранены. Иными словами, установка на оперативное реагирование себя полностью оправдала, и каких-то проблем с принятием новых заявок сегодня просто не существует, все структуры компании работают в обычном режиме. 

Не столь радужно был настроен Валерий Войтко. Когда ему предоставили слово, он сразу же достаточно резко заметил, что все выглядит просто великолепно – и система работает, и деньги идут…Но почему-то сообщения, которые приходят на сайт «Дальнобойщика» в реальном времени показывают несколько иную ситуацию: система до сих пор дает сбои, рисует недостоверные маршруты и заводит в места, где проезд по тем или иным причинам невозможен и т.п. 

– Проблем на самом деле гораздо больше, возникает ощущение, что мы с вами существуем в параллельных мирах. Только за последнюю неделю документально зарегистрировано множество заявок, в которых говорится о разного рода недостатках и сбоях в работе системы. И даже, если часть пользователей устраивает функционирование системы, а другую – нет, то это уже непорядок, страна-то большая. И потом, – заметил координатор ассоциации, – в крупных центрах, таких как Москва, Петербург, сбои в системе не так ощутимы, как в областях, особенно окраинных. В Германии, например, такого же типа система тестировалась в течение двух лет, прежде чем была запущена. А что получается у нас – «успешное» нововведение создает социальную напряженность. Налицо и экономические просчеты – ряд экспертов считают, что данная система добавит 2-3% в «копилку» инфляции. 

– О встречах с так называемыми недовольными. Да, представители региональных администраций на них бывают, но они, как правило, отсылают к властям федеральным. Сегодня очевидно, что ни от региональных, ни от федеральных властей никаких внятных ответов на наши предельно конкретные вопросы мы не получили. В общем, и это показывают исследования, проведенные нашими экспертами, недоработок хватает. А по сути, появился некий дорожный налог, который, безусловно, отрицательным образом скажется на всей российской экономике. 

Валерий Войтко высказал, приводя конкретные примеры, еще много неприятных для противоположной стороны вещей. С чем, понятное дело, та была не согласна, и, в первую очередь, руководитель Автодора. Его аргументы в дискуссии с представителем дальнобойщиков были иногда диаметрально противоположными сказанному оппонентом. 

Корреспонденту TRANSLER удалось выяснить отношение Валерия Войтко к таким вопросам: насколько сегодня возможно создание профсоюза дальнобойщиков, и перерастают ли, по его мнению, социальные и экономические требования в политические? 

– Тема профсоюзов, – заметил собеседник, – возникает периодически. Например, как только начинается рост цен на топливо, или ограничивается движение грузовиков до МКАД, или возникают ежегодные весенние ограничения в регионах – раздаются возгласы: пора, пора организовывать профсоюз… Как только проблема уходит, желание организовывать тоже растворяется, как будто призывов «Даешь профсоюз!» и не было. Поэтому для нас сейчас важнее небольшое количество вменяемых дееспособных перевозчиков, которые в состоянии сформулировать и донести до общества существующие и возникшие в последнее время проблемы. 

Что касается политических требований, то они, по мнению Валерия не могут не появиться. 

- Потому что при глубоком рассмотрении концепции взимания платежей четко видно одно – правительство, хоть они и считают себя либералами, действует по известному большевистскому принципу «отнять и поделить». Никаких реальных шагов для развития той же дорожной инфраструктуры не предпринимается. Можно назвать и еще целый ряд негативных причин, которые уже начали политизировать протестное движение перевозчиков. 

Итак, ситуация, похоже, только усугубляется. Поэтому строить прогнозы или выдвигать какие-то версии – дело, заметим, явно неблагодарное. Очевидно одно – противостояние продолжается.

-

Вернуться к списку новостей

Посмотрите также: