г. Владимир, ул. В. Дуброва, 40б + ул. Куйбышева, 66б (схема проезда) | Время работы: 9:00 - 17:00 | Вакансии | + Бонусная программа
Обратный звонок

+7 (4922) 77-83-00
+7 (4922) 77-84-00

Что такое опасное вождение

Участники круглого стола обсудили введение в ПДД нового термина.

В Москве в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему «Опасное вождение: суть явления и методы его предупреждения». Поводом стала поправка в ПДД, недавно подготовленная МВД РФ.

 Суть предлагаемой поправки в том, чтобы дополнить пункт 1.2 ПДД, в котором перечисляются используемые в Правилах основные понятия и термины, абзацем следующего содержания:

 «Опасное вождение» – создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону.».

 В начале круглого стола президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре зачитала собравшимся предлагаемую формулировку, напомнив, что сейчас проект соответствующего постановления правительства РФ, вносящего эту поправку, вывешен для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru. На нем желающие могут не только ознакомиться с текстом документа, но и оставить свое мнение или предложения. Общественное обсуждение проекта завершится 22 октября.

 Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Екатерина Решетова рассказала собравшимся о международном опыте применения понятия «опасное вождение». Например, в Великобритании еще в 80-е годы прошлого века к категории опасных водителей стали относить тех, чья манера вождения резко отличается от манеры вождения остальных участников движения. В США опасным вождением считают действия, связанные с непременно умышленным нанесением вреда другим. По мнению эксперта, уточнение, касающееся наличия умысла, необходимо внести и в нашу формулировку.

 – В зарубежных странах есть разделение на неосторожное вождение и опасное. Если неосторожное вождение – это простое нарушение ПДД, то за опасное вождение есть уголовная ответственность, что приравнивает опасное вождение к уголовному преступлению, – добавила Решетова.

 Склонность к опасному вождению может формироваться еще на стадии обучения водителя. Автор экзаменационных билетов и тематических задач по ПДД Геннадий Громаковский отметил, что, прежде чем вносить понятие опасного вождения в официальные документы, на основе которых будет делаться вывод о виновности водителя в таком проступке, следовало бы ввести эту тему в программы обучения водителей, а она пока в автошколах вообще не рассматривается. Громаковский добавил:

 – Между опасным и агрессивным вождением очень большая разница. Нам надо выделить именно людей, которые агрессивно действуют на дороге.

 По мнению Громаковского, надо изменить вводимый термин на «агрессивное» вождение: просто «опасным» может стать вообще любое нарушение ПДД. Эксперт также предложил пополнить перечисленный в описании термина ряд нарушений, добавив к нему движение по обочине, и маневры на перекрестках, совершаемые без занятия предварительно соответствующего крайнего положения.

 Но на качество подготовки водителя влияет не только содержание программы обучения, но и тип личности обучающегося. Степень проявления агрессии на дороге в одних и тех же ситуациях также может быть неодинаковой в зависимости от того, каковы личные качества конкретного человека за рулем. Заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Султан Жанказиев, участвуя в обсуждении, рассказал о поведенческих особенностях водителей.

 – Подходя к проблеме опасного вождения, нам надо разделить водителей на тех, кто нарушает осознанно и неосознанно, и научиться это определять. Если коснуться тех, кто неосознанно это делает, мы выделили три причины, почему это происходит, – рассказал эксперт.

 Первая причина банальна: человек за рулем слабо обучен водительскому делу, ему просто не привили мысль, что управление автомобилем – огромная ответственность. Вторая связана с биологическими особенностями: возможности человека, как водителя, могут быть ограничены, например, из-за его типа мышления. Таких людей можно выявить:

 – Если мы введём серьезный психофизиологический мониторинг водителей, выяснится, что некоторые из тех, кому раньше права давали беспрепятственно, должны категорически отстраняться от управления транспортными средствами. И технология выявления этих людей существует, вопрос только во времени, когда это можно применить, – сказал эксперт.

 Третья причина неосознанных нарушений – интегральная (то есть накопленная, складывающаяся из нескольких компонентов) усталость человека. Долго находясь за рулем, водитель подвергается стрессу, устает эмоционально и физически, «выдыхается» умственно, теряя способность принимать правильные решения. В результате на каком-то этапе водитель может просто потерять связь с реальностью. В этом состоянии он легко может внезапно стать агрессивным, поддавшись на действия другого водителя-провокатора.

 Нарушителей, действующих осознанно, эксперт поделил на два типа: «нигилистов», знающих, что их нарушение будет зарегистрировано, но не боящихся самых больших штрафов; и тех, кто умеет себя вести агрессивно и антиобщественно, формально не нарушая ПДД – за счет того, что конкретные величины для дистанции, скорости сближения с другими машинами, ускорения и т.д. в правилах пока не прописаны.

 Специально для портала Transler.ru Султан Жанказиев рассказал о психофизиологическом мониторинге водителей подробнее:

 – С точки зрения действующей сегодня практики психофизиологическое тестирование позволяет выяснить только, как водители ведут себя в момент сдачи теста. В реальных условиях на дороге они ведут себя иначе. Получается так: когда водитель пришел сдавать тест, он неагрессивен, но потом возвращается к обычной для него линии поведения. Это обнаружилось бы, если бы проводилось более глубокое психофизиологическое тестирование, и мы сейчас пытаемся всех убедить, что такой тест нужно проводить. Технические возможности для этого есть. Но придется идти по пути усложнения обсуждаемого термина, введя понятие «неосознанно агрессивного вождения», например, связанного с утомляемостью. У одних водителей в процессе движения порог утомляемости может быть превышен на несколько часов раньше, чем у других, то есть у них есть определенные психофизиологические ограничения в сфере управления транспортом.

 – Означает ли это, что при таком подходе придется отозвать права у тех водителей, которые утомляются на несколько часов раньше своих коллег?

– Нет, к тем, кто становится агрессивным вынужденно, неосознанно, не следует применять никаких санкционных мер, особенно фискальных. Для них нужны адаптивное обучение и адаптивная реабилитация. Но для этого человек должен сам осознать наличие у него такой проблемы. Основную угрозу безопасности несут не они, а те, кто проявляет агрессию осознанно – их и нужно научиться ловить.

 В ходе круглого стола автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто, ссылаясь на зарубежный опыт, отметил, что к обсуждаемой формулировке надо добавить, что вождение считается опасным, если 2-3 или более перечисленных признаков сходятся вместе. А также добавил, что в «охоту» за агрессивными водителями необходимо вовлечь других участников движения, предложив им сообщать о возмутителях дорожного спокойствия по специальному телефону.

 Редактор журнала «За Рулем» Сергей Смирнов привлек внимание участников круглого стола к тому факту, что в формулировке опасного вождения просто перечислены другие нарушения ПДД. Если наказание за «опасное вождение» будет гораздо более строгим, чем, например, за обычное нарушение ПДД при перестроении, есть опасения, что инспекторы будут не всегда объективны, решая, кого по какой статье привлечь.

 Смирнова поддержал Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок».

 – Необходимо людей защищать от произвола со стороны недобросовестных инспекторов, от безразличности судебной системы, которая рассматривает дела пачками, даже не вчитываясь в обстоятельства каждого дела, - сказал Шкуматов.

 По его мнению, предлагаемая формулировка субъективна: инспектор сам принимает решение, опасное ли перед ним вождение или просто пересечение сплошной линии, разделяющей попутные ряды. Что будет, если за первое грозит лишение прав или даже уголовная ответственность, а за второе – только штраф в 500 рублей? Не исключено, что водители будут пытаться «договориться» с инспектором.

 Шкуматов поднял и такой вопрос: как будет доказываться факт опасного вождения в суде? Если только на основании показаний инспектора, это может вызвать множество злоупотреблений. Чтобы этого избежать, надо как минимум при обвинении водителя в опасном вождении приложение фото-видеодоказательств сделать обязательным. А сами формулировки, по мнению Шкуматова, должны быть более четкими: необходимо однозначно определить, какие дистанция и боковой интервал на каких скоростях считаются безопасными и т.д.

 Однако в ответ на эти доводы начальник ГУОБДД МВД РФ генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов пояснил, что речь сегодня пока не идет о санкциях за опасное вождение, а тем более о правоприменительной практике, а только о введении в ПДД самого термина. По-разному относясь к предложенной формулировке, все участники круглого стола в целом согласились с тем, что необходимость введения такого термина сегодня назрела.

-

Вернуться к списку новостей

Посмотрите также: